Первая группа формируется

Гипотеза исследования - если мы в своей практической работе будем применять интерактивные методы обучения, то уровень развития лексических навыков школьников возрастёт.

Для подтверждения гипотезы был выбран для исследования лексико-грамматический тест, который в полной мере мог предоставить объективные результаты знания детей. Мы проводили исследование в двух седьмых классах (7А и 7Б) в три этапа.

Все тесты строились по примерным рекомендациям по составлению разноуровневых заданий для проведения контроля по иностранному языку по лексическим навыкам. Тест состоял из нескольких уровней в соответствии с десятибалльной системой:

Тесты составлялись во время прохождения практики, постепенно захватывая новые темы и новую изученную лексику. Школьники в 7-ых классах были с разным уровнем владения иностранного языка - некоторые знали меньше, чем положено по программе, что затрудняло получить наиболее объективные показатели в оценке знаний всех учеников.

Таким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что и в 7 А классе, и в 7 Б классе уровень владения английским языком - удовлетворительный (рецептивно-продуктивный).

Проведя первый тест на проверку знаний учащихся мы определили, что будем использовать интерактивные методы обучения в 7 А классе, где уровень владения навыками является чуть выше, чем в 7 Б классе.

На формирующем этапе эксперимента нами проводились уроки английского языка в седьмых классах. При этом в 7 А классе на уроках применялись интерактивные методы обучения, а в 7 Б классе занятия проводились без применения интерактивных методов обучения.

Мы выбирали текст и делили его на несколько (три-шесть) приблизительно равных по объему и законченных по смыслу частей. Организовывали расстановку мебели в кабинете (форма Дискуссионный клуб ) и делили учащихся на малые группы, количество которых соответствует числу смысловых частей текста. Число учащихся в группах должно быть одинаковым и не превышать шести.

Мы предлагали в течение 10 минут поработать над содержанием полученной части текста индивидуально. При работе над содержанием учащийся должен внимательно прочитать текст, для того чтобы как можно точнее передать его основной смысл другим учащимся в произвольной форме (составляет план, тезисы и т.п.).

По окончании работы учащимся в каждой группе предлагается рассчитаться по порядку и запомнить свои номера. Затем образуются новые группы: первая группа формируется из первых номеров всех групп вторая - из вторых номеров всех групп и т.д. Таким образом, образовавшиеся группы состоят из учащихся, каждый из которых владеет одной частью текста.

Мы предлагаем каждому учащемуся назвать свое имя, а также гастрономическое блюдо и город. Название блюда и города должны начинаться на первую букву имени учащегося. Например, Меня зовут Полина, блюдо - пицца, город - Прага .

Мы вывешиваем в кабинете два листа бумаги (формат А1). На одном листе написано: В работе на занятиях поможет. , на другом: В работе на занятиях может помешать. .

Каждый учащийся получает две карточки (одна карточка - четверть листа формата А4). На одной карточке фиксируется норма, которая будет способствовать совместной работе на уроке, на другой - норма, которая может помешать.

После того как все учащиеся и педагог высказали свои мнения, определяются общие нормы работы. Каждый учащийся подходит к листам бумаги и отмечает на каждом из них по две нормы, которые для него являются наиболее важными. Затем нормы, получившие наибольшее количество выборов, выписываются на отдельный лист бумаги (формат А1).

Главная идея обучения в сотрудничестве - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Нами было выяснено, что если объединить учащихся, различающихся по уровню обученности и дать им одно общее задание, определив роль каждого ученика совместной деятельности, то учащиеся оказываются в условиях, когда они отвечают за результат не только своей части работы, но и всей группы. В этой ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и обучение слабых учащихся их товарищами, более глубокое осмысление материала сильными.